Портрет художника
У мольберта с кистью в руке стоит высокий мужчина. Иногда он ненадолго отвлекается от работы над новой картиной и, улыбаясь, рассказывает тот или иной эпизод своей жизни. И я внимательно слушаю этого высокого, общительного и полного жизни человека - петербургского художника Николая Петровича Латышенко.
Вспоминая прошлое, он рассказывает, что родился в 1937 году в семье военнослужащего, работавшего на одной из самых южных границ страны. Но через четыре года началась Вторая мировая война («Великая Отечественная война»), в которой вскоре погиб его отец. После минуты молчания он продолжает рассказывать о своем (последующем) детстве, проведенном на берегу великой русской реки Волги, в маленьком городке Энгельсе, где он поселился с матерью после возвращения из эвакуации . Там, в местном Дворце пионеров, будущий художник начал учиться в «Студии художественного творчества для детей» и осваивать технику акварельной живописи.
Н. П. Латышенко рассказывает о тех далеких днях с чувством искреннего восхищения красотой окружающей природы (он чувствует, что она никогда его не покидала) и с тем воодушевлением, которое он ощущал, когда впервые использовал возможность художественно воспринимать красоту мира.
И, слушая его, я живо представляю себе яркие закаты солнца на широком зеркале Волги. И вот, кажется, уже разжигаются костры, горящие в сумерках на его берегах, и рыбаки коптят на костре свой ежедневный улов. И с каждым годом наступает морозная зима, когда повсюду сугробы белого снега покрывают мир не только холодом , но и необычайно чистыми волнами белого свечения, на фоне которого каждый цвет становится интенсивнее. Видимо, именно в эти детские годы художник приобрел огромную любовь к русской природе и большую часть своей последующей творческой жизни посвятил изображению пейзажей.
После окончания средней школы Н. П. Латышенко поступил в Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова, которое с отличием окончил в 1956 году. Художественный комитет училища рекомендовал его для поступления в «Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина» Ленинграда. Но сразу писать картины он не мог. Лишь после окончания военной службы он стал студентом живописного факультета важнейшего художественного института страны, известного своей школой еще с XVIII века, когда в его стенах располагалась бывшая Императорская Академия художеств. В советский период в Академии преподавали и учились многие крупные мастера фигуративного искусства, оставившие заметный след в истории русского искусства ХХ века. После окончания института и обучения в мастерской великого советского живописца Б. В. Иогансона молодой художник был принят в творческую мастерскую Академии художеств, где на протяжении двух лет совершенствовал свое мастерство под руководством другого опытного художника В. М. Орешникова. В 1966 году Н. П. Латышенко стал членом Ленинградского Союза художников. А спустя 30 лет, 19 июня 1997 года, он был избран действительным членом Петровской Академии наук и искусств. Санкт -Петербургское отделение Союза художников также присвоило ему звание Заслуженного художника России.
В начале своей творческой карьеры, за десятилетие с 1960 по 1970 годы, художник создал по заказу Художественного фонда города серию больших и разноплановых полотен, в которых он не только развивает социальную или историческую тему, но и также решает структурные задачи со сложными и многофигурными композициями. В эту серию картин входят «В первые годы» (1972), повествующие о далеких годах установления Советской власти в стране, «Рыбаки Очакова» (1986), в которых представлен тяжелый труд народа, тех кто выполняет эту профессию и многие другие работы.
Следует отметить, что человеческая и эстетическая преданность Н.П. Латышенко по отношению к русской природе определила всю его жизнь . Он много и регулярно путешествует, неоднократно бывая на севере России, черпая вдохновение в пейзажах холодного и сурового побережья Белого моря, архангельских земель, берегов Енисея, Северной Двины и Онеги. Многие годы он работал на даче «Старая Ладога», расположенной в одноименной старинной русской деревне недалеко от Петербурга и предоставленной в распоряжение живописцев. Места недалеко от древней Твери также вдохновляли его своей обширностью и умиротворением, величественной красотой природы. Именно здесь, на академической даче, создано множество пейзажей и множество натюрмортов.
Приступая к работе над тем или иным пейзажем, Н. П. Латышенко первоначально проводит большое количество исследований. Над натюрмортами он работает прямо вживую. Маэстро говорит: «Художник растет, только если работает вживую. Но во всех его работах, будь то небольшие этюды, быстрые наброски или большие полотна, в которых художественно воплощаются идеи автора, кажется, что солнце живет и пронизывает гамму красок теплотой и оптимизмом. Оно освещает летний лес и морозную зиму, под его лучами расцветает весна, тает снег и начинается первая оттепель. Кажется, что в работе «Осенний натюрморт» желтые цвета бархатцев и красные ягоды озарены ясным сиянием
света. Хроматический звук, первых солнечных лучей, раскрывается в «Мартовском утре». И все краски лета, с их богатством и красотой сочных трав вдоль реки, с облаками, словно возникающими из разноцветных брызг, запечатлены в полотне «Тишина ». В необыкновенной декоративной манере художник передает цвета в картине «Старый город», также написанной в «Старой Ладоге».
Таким образом Н. П. Латышенко создает свой живописный мир. Мир, сотканный аккордами яркого цвета, талантливым воспроизведением на холсте природных мотивов, виденных им, быть может, лишь однажды, творчески преобразованных и закрепленных его свободной и вдохновенной кистью. И перед зрителем предстает уже почти забытое спокойствие деревенской жизни, мимо проходят пейзажи с избами, лошадьми, запряженными в сани, неторопливо покачивающимися на воде лодками.
На протяжении последних сорока лет работы художника постоянно экспонируются на ежегодных российских выставках регионального, республиканского и государственного уровней, а также за рубежом. Многие выставки с его участием проходили в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга, в выставочных залах Союза художников, музеях России, а также работы экспонировались на многочисленных выставках за рубежом. Сегодня его картины находятся во множестве частных коллекций Франции, Америки, Норвегии, Германии, Польши, Японии, Китая, Кореи и других стран. Одна из работ художника стала частью коллекции Художественного института китайского города Нанкин, где она служит примером русского искусства для студентов. И конечно, произведения этого автора можно найти в музеях России: в Саратовском музее им. А. н. Радищева, в Магаданском музее, в Шушенском музейном комплексе и в других музеях страны.
Высокий мужчина с кистью в руке поворачивается обратно к мольберту. Больше не отрываясь от работы, он пишет новую картину. И я внимательно слежу за движением кисти, наблюдаю, как обретает форму очередная работа петербургского художника Николая Петровича Латышенко.
Марина Дашкова
Искусствовед и художественный критик
Эксперт Территориального отдела Министерства культуры Российской Республики
Член Санкт-Петербургского Союза Художников
Член Всероссийской Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС)
Перевод с итальянского Латышенко А.Н.
NIKOLAY LATYSHENKO. Galleria Pirra. Torino. 2004.